14.03.2018

GAZ ist fantastisch: трофи-тест "Соболя 4WD"

И вот мы уже на стартовой прямой женского трофи-рейда "Коллекция Весна 2018", впереди - 27,5 км сурового зимнего бездорожья.

Трофи-рейд "Коллекция Весна" - это своего рода подарок джиперов своим вторым половинкам. Весь спортивный сезон они в большинстве своем лишь со стороны наблюдают за борьбой экипажей на трассе. Но раз в году случается их "Минута славы", ведь обязательное условие "Коллекции" - за рулем должна быть девушка! И именно ей предстоит пройти весь маршрут, потому что если в какой-то сложной ситуации штурман-мужчина решит сам сесть за руль, то экипаж будет тут же дисквалифицирован. Так что это действительно женское трофи, и джиперы (кто со скрипом, кто с радостью) отдают руль в женские руки. В этом году таковых набралось почти 2 десятка экипажей.

фото1.JPG

фото2.JPG

фото3.JPG

Мы тоже решили принять участие в "Коллекции", но вот дилемма: на чем ехать? "Настоящих буйных мало", - пел Высоцкий, и в нашей ситуации это означает, что выбор очень невелик, ведь внедорожников выпускается все меньше и меньше. Ну а из брендов, у которых такие модели еще есть, далеко не все хотят в принципе гонять свои автомобили по бездорожью, не говоря уже об участии в соревнованиях. Рассказывать байки о проходимости и позировать на рекламных фото все горазды, а как в бой, так и некому… И мы уже чуть было не отказались от этой затеи, как вдруг выяснилось, что есть вариант! Есть и автомобиль, и дилер, который не боится отправлять новую машину в трофи-рейд. И дилер этот - компания "БелГАЗавтосервис", а наш вездеход - "Соболь 4WD".

фото 4.jpg

фото5.jpg

М-да… Не так, совсем не так я представлял себе наш "боевой" аппарат… И джиперское сообщество тоже: едва приехав в лагерь, мы оказались в центре внимания. Уж чего-чего, а "маршрутку" здесь точно никто не ожидал увидеть. А когда мы начали клеить стартовые номера и наклейки, на нас смотрели как на сумасшедших. "Паша, чем же мы вас вытаскивать-то будем?" - грустно посмотрел на машину один из организаторов.

А чего нас вытаскивать? У нас все с собой: рама, мосты, внушительный клиренс ничуть не хуже, чем у других внедорожников. И даже лучше, чем у некоторых, ведь у полноприводного "Соболя" даже задняя блокировка есть! Но еще большим сюрпризом оказались шины: как выяснилось, часть новых ГАЗов уже с конвейера оснащается покрышками Michelin Latitude Cross. Что еще интереснее, в каталоге Michelin это шина относится к… летним! Но при этом в тестах специалисты уже классифицируют ее как "межсезонную" либо как шину для мягкой зимы. А у нас как раз началась очень мягкая зима - на улице в день гонки было около нуля. Судя по отзывам, это как раз оптимальный режим для Latitude Cross. В общем, полный комплект - отличный внедорожник на подходящей резине. Для пущей уверенности стравили давление: спереди оставили примерно 1,8, сзади - около 1,5.

фото6.jpg

фото7.jpg

Спускали шины не зря. Стартовав после основной колонны, чтобы не мешать тем, кто шел на результат, мы оказались на весьма коварном покрытии - подтаявшем утрамбованном снегу. По сцепным свойствам это уже почти лед. И если слегка переборщить со скоростью, можно быстро оказаться за пределами дороги. А практически по всей трасса справа и слева автомобили "поджидали" коварные обочины, куда так и норовит снести, стоит только слегка зацепить снежную шубу. И выбраться без посторонней помощи уже практически нереально - "зацепа" не хватает, машину все равно сносит в кювет.

фото8.jpg

фото9.JPG

Поэтому мы решили поспешать не торопясь: вторая пониженная, плавное руление, тщательный выбор траектории - вот наше все. Приятно удивило, что 2,7-литровый двигатель семейства Evotech оказался очень эластичным: в ситуациях, когда нужно было идти на грани пробуксовки, буквально "шепотом", он отлично вытягивал автомобиль. Казалось, что обороты упали уже чуть ли не до 500, звук детонации становился угрожающе громким, но "Соболь" упорно лез вперед. Несколько раз такая эластичность реально избавила нас от спасательно-копательных работ на участках с боковым уклоном, где малейшая пробуксовка колес означала бы мгновенный снос к обочине. На первой передаче получалось слишком много тяги, а на второй, на экстремально низких оборотах, "Соболь" отлично проползал по верхней кромке. Главное - без паники, ни в коем случае не "газовать" и не тормозить. Пару раз, конечно, хладнокровия не хватало, но спасибо "мишкам" - удавалось выезжать назад по своей колее на таких же низких оборотах, "шепотом".

И в таком режиме - не быстро, но с запасом - мы уверенно продвигались вперед. Попривыкнув к "Соболю", понимаешь, что он действительно ничем не хуже любого другого рамного внедорожника на "мостах". По массе они примерно схожи (около 2 тонн), дорожный просвет - 205 мм под картером моста, углы въезда и съезда у полноприводного "Соболя" тоже весьма внушительные, что позволяет ему смело нырять в любую встретившуюся на пути канаву (если там есть следы других внедорожников). Да и подвески настроены очень даже по-внедорожному. На сложных участках, где предыдущие экипажи "смогли" докопаться до мягкого торфяника, тактика движения только одна - ходом. Потому что если отпустишь "газ" и остановишься в раскопанной низине, ситуация может стать очень интересной. Если честно, поначалу мы очень осторожничали, пытались искать объезд, но потом я вспомнил, как мы прыгали во время премьерного тест-драйва обновленного "Соболя", и понял, что зря теряли время.

фото10.jpg

фото11.jpg

Полный "газ"!

фото12.jpg

В общем, на половине дистанции "Соболь" уже завоевал всеобщее доверие и признание. Подсевший к нам коллега джипер сильно своего восхищения не скрывал: "Честно говоря, я был гораздо худшего мнения о ГАЗе в целом и уж тем более не представлял, что "Соболь" может так ехать на трофи. Для рыбаков или охотников - отличный вариант, но в трофи, наверное, будет жалко".

Проблемы? Да, были. Например, сильно мешало то, что "Соболь" шире большинства внедорожников, даже тех, что на нестандартной широкой резине, поэтому там, где большинство пролетает "со свистом", нам нужно притормаживать. Объезжать торчащие ветки, иногда останавливаться и отодвигать в сторону стволы молодых деревьев, прогнувшихся под тяжестью снежной шапки. Это не претензия к машине, а просто констатация факта: размер имеет значение. И кто бы мог предположить, что именно размер вполне мог стать причиной нашего схода с дистанции!

фото13.jpg

Уверенно, без единой "посадки", пройдя примерно 80% дистанции, мы уже мысленно представляли себя на финише, как столкнулись с проблемой, которую никак нельзя было решить ни лебедкой, ни сенд-траками. Представьте себе ситуацию: вокруг непроходимый лес с буреломом, одна дорога, а над ней - ствол согнувшегося дерева приличной толщины. Подъехали, примерили - не проходит! Не хватает где-то 5-6 см. Попробовали приподнять ствол - где там, да и упереться не во что, стоять приходится на таких же бревнах. Что делать - сдаваться, выезжать задним ходом?

Но получилось как в сказке: сделай добро, и оно к тебе вернется. Еще на первой трети пути мы вытащили из ямы застрявший Pajero - и его экипаж присоединился к нашей команде. Потом к нашей группе примкнул Cherokee - в общем, набралось прилично народу. И все они нам ой как пригодились!

Сдаваться - не наш метод, и мы решили поступить иначе. Сколько там не хватает, 5-6 см? Не проблема! Мы решили "занизить" машину. Двумя способами: подкопать снег в колее, насколько это возможно, а если не хватит, то все экипажи идут к нам в "гости" - загружаются в "Соболь", чтобы он слегка просел. Получилось! Машина прошла под деревом вот с таким зазором…

фото14.jpg

фото15.jpg

фото16.jpg

Ну а потом был финиш, всеобщее удивление и не меньший всеобщий интерес. Сам факт прохождения трассы трофи-рейда на обычном серийном микроавтобусе - это уже достижение!

"Зря вы не поехали в зачете..." - шепотом сообщил мне тот же организатор, который утром переживал, чем будет вытаскивать нас. Видимо, и правда зря: как оказалось, на "Соболе" действительно можно ездить по любому бездорожью!

фото17.jpg

Путевые заметки

Поскольку трофи-рейд - это не совсем тест-драйв, уместно будет рассказать еще о нескольких моментах, которые понравились или не понравились нам в "Соболе 4WD". И так, понравилась, как уже неоднократно было сказано выше, проходимость. Без преувеличения - по своему "функционалу" этот полноприводный микроавтобус ничуть не уступает любому сопоставимому по массе внедорожнику. А по геометрической проходимости даже превосходит большинство серийных моделей.

фото18.jpg

Но есть один важный момент - размеры. В лесу иногда чувствуешь себя как слон в посудной лавке, ибо там, где все проехали без проблем, тебе нужно как-то маневрировать, чтобы обойтись без царапин.

фото19.jpg

Еще один плюс - ездовой комфорт. Причем именно на бездорожье "Соболь" комфортен без но: удобная посадка за рулем, хорошая шумоизоляция, сравнительно мягкие, но энергоемкие подвески. На асфальте уже чуть хуже: на скорости свыше 80 км/ч появляются трансмиссионные шумы и вибрации, некритичные, но заметные. Хотя невозможно не отметить и прогресс в качестве: предыдущие "Соболи", на которых мы ездили, были куда более шумо- и вибронагруженные.

фото20.jpg

Возвращаемся к внедорожной тематике. Очень понравилось то, что весь салон снизу отделан легко моющимся пластиком. Очень удобно: смахнул щеткой - и все чисто.

фото21.jpg

Двигатель Evotech понравился своей эластичностью, но может смутить расходом топлива: на трассе у него получается чуть ли не 20 литров на "сотню". Однако, что интересно, на бездорожье, на пониженной передаче, за 4 с лишним часа участия в трофи мы потратили примерно те же 20 литров. Видимо, "Соболь" все же больше предназначен для бездорожья, а не для дорог.

фото22.jpg

Однако конструкторы, похоже, имеют на этот счет свое мнение - у рамного внедорожника сзади нет никаких петель для троса, вообще! За что цепляться, если вдруг что - за рессоры? Спасибо, не надо: трос затянет, потом не достанешь. Странная логика, не находите? Что мешало сделать хотя бы такой же вворачивающийся крюк, как спереди?

фото23.jpg

Хорошо хоть с самой полноприводной трансмиссией все ок - работает безупречно. И хотя бывалые российские джиперы говорят, что запас прочности отдельных узлов маловат, у нас лично не возникло никаких претензий. Все включается и работает безупречно, никаких лишних стуков или шумов. А вот то, что сэкономили на пиктограммах на рычагах "раздатки", - это уже крохоборство…

фото24.jpg

Что в итоге? Скажем так: добро пожаловать в джиперы, "Соболь 4WD"! Для большинства белорусов, конечно, эта модель совершенно не актуальна, но те, кто выбирает именно микроавтобус и именно с полным приводом, уже давно знают, что выбирать приходится между "буханкой" и "Соболем". Выбор, как нам кажется, очевиден…

Павел КОЗЛОВСКИЙ

Фото автора и участников соревнований

ABW.BY

Редакция ABW.BY выражает благодарность компании "БелГАЗавтосервис", импортеру ГАЗ в Беларуси, за предоставленный для теста автомобиль

https://www.abw.by/novosti/test-drive/203290/